В 2005 году вышла в свет уникальная книга-альбом «Оренбургский пуховый платок». Автором текста является искусствовед Ирина Бушухина. Около пятнадцати лет по крупицам собирала автор исторические факты и документы, встречалась с мастерами-пуховницами, чтобы воссоздать всю правду об истории оренбургского пухового платка.
Оренбургский пуховый платок — символ, визитная карточка нашего края. Более 200 лет вяжут пуховые платки в станицах, деревнях и селах нашего края. Это первая книга, где представлен весь исторический период существования и развития уникального оренбургского народного промысла. Губерлинские горы, знаменитые мастерицы, коллекционные музейные оренбургские платки и многое другое — все это украсило и органично вошло в книгу-альбом.
В оформлении книги включен настоящий фрагмент оренбургской паутинки. Издание выполнено на русском и английском языках, ведь интерес к платкам проявляют не только в России, но и за рубежом. Также в книгу-альбом включен DVD-диск с двумя фильмами об истории оренбургского промысла, где процесс создания знаменитого платка прослежен от рождения козленка в горах до демонстрации модных «паутинок».
Использованы фото: А. Мирзаханова, В. Бушухина, А. Деменовича, а также из архива ГАОО, ОКМ, ОМИЗО, Беляевского народного музея. На DVD-дисках представлены фильмы режиссеров Ю. Карасевича (Россия) и Н. Беляевой (Франция).
Ирина Владимировна Бушухина
Оренбургский пуховый платок - г. Оренбург.
Фрагменты книги «Оренбургский пуховый платок»
Глава 1
Оренбургский пуховый платок — название собирательное: это и теплый тяжелый платок-шаль, и тонкий, легкий, ажурный платок — «паутинка». В удивительном согласии соединились в них уникальные особенности пуха местной породы коз и народное понимание красоты, гармонии и порядка.
Оренбургский пуховый платок несет в себе все характерные черты, свойственные народному промыслу: традиционность, исполнительскую преемственность, вариантность, коллективность и ручное изготовление. В совокупности это составляет единое целое, позволяющее говорить о большом художественном явлении. В платке воплотились вкус и талант вязальщиц многих поколений, сумевших в своих творениях подняться до высот подлинного искусства. Платок одаривает нас не только теплом, но и удивительной красотой, сочетая в себе прекрасное и полезное в неделимом целом.
В Оренбуржье изготовлением пуховых платков занимаются уже более 200 лет. К сожалению, в истории промысла не было коллекционеров и ценителей этого вида декоративно-прикладного искусства, которые сделали бы паутинку и шаль экспонатами своих коллекций. Долгое время оренбургский платок не пользовался особым вниманием и со стороны историков и искусствоведов. Полной информации о декоративных особенностях первых оренбургских платков, их внешнем виде, к сожалению, нет....
Глава 3
....Русская литература представляет много примеров, где пуховый платок выступает как привычная деталь женского костюма, причем у женщин самого разного имущественного положения.
А.Н. Толстой в его знаменитой трилогии «Хождение по мукам» неоднократно упоминает пуховый платок при описании быта интеллигенции дореволюционной России: «Даша и Катя в шубах и в пуховых платках, накинутых на голову, быстро шли по еле освещенной Малой Никитской», «Маша, смеясь во влажный пушок платка, слушала, как хрустят льдинки», «в сумерках белел пуховый платок, в который завернулась Даша».
Н.В. Крандиевская, жена Л.Н. Толстого, в своих воспоминаниях описывает:«Меня остановила на палубе маленькая жирная старуха без шеи, стриженная под мальчика и перевязанная крест-накрест оренбургским платком. В дряблых ушах у нее горели бриллианты. На каждом пальце сверкало кольцо. Ниже колен болтался золотой лорнет на цепи. Казалось, на старухе было надето все ценное, что удалось наспех вынуть из несгораемого шкафа».
Курьезный случай, происшедший с К. С. Станиславским и связанный с оренбургским платком, описывает в своих мемуарах Анатолий Мариенгоф. Однажды зимой «Станиславский приехал в Художественный театр на бородатом «ваньке». Бог был повязан сверх меховой шапки оренбургским платком с углами, выпущенными на спину поповской шубы», вследствие чего был принят извозчиком за деревенскую бабу. Недоразумение разъяснилось, когда извозчик пришел в театр в поисках своего седока, который забыл расплатиться....