Много неразгаданных тайн хранит оренбургская степь. Да, не многим она открывает свою нежную, легкоранимую душу. Это не ветер нашептывает ковылям да макам о своей любви. Это тихий голос легенды окутывает никуда не спешащие раздольные холмы, живописные овражки, зеркальца речушек и озер. И только иногда, чтобы не потерять драгоценные нити общения, зашелестит своими крыльями пучеглазая стрекоза на листке клевера или о чем-то прострекочет кузнечик, боясь своей неосторожностью спугнуть неспешную ее песнь. И легенда продолжает дышать, нежно хранимая природой и людьми. Вы только не спешите, прислушайтесь, и она окутает вас тончайшей сквозной паутиной воспоминаний о прошлом, настоящем и будущем.
«Я еще в девушках была, — рассказывала ветхая старушка за спицами, — так самоглазно читала в книжечке тоненькой: „Связала одна казачка — вот из какого она местечка не упомню, лета мои уклонные, — связала она этот первый платок, ей и присоветовали послать Екатерине Второй. И велела царица ту казачку хорошо деньгами наградить, так, чтобы на всю жизнь безбедную хватило, а вместе с тем наказала и ослепить пуховницу: никто не носи такой платок, как у самой государыни. А все ж сплошала-таки государыня, промахнулась. Была у казачки дочка, вязала также знатно. Вот и пошли из того семейства по всему Оренбургскому краю платки“». Может было так, а может не было. Эта чуть грустная легенда наполнила оренбургские паутинки какой-то особенной душевностью.
Первые сведения об изделиях из козьего пуха начали появляться еще в конце XVIII века, когда русские, закрепившись на Урале, вступили в торговые отношения с местным населением. Суровый климат здешних мест, постоянно дующий резкий ветер побудили переселенцев заинтересоваться предметами одежды кочующих скотоводов, которые под легкой верхней одеждой носили теплые поддевки-телогрейкии шарфы, связанные из пуха коз.
Вязание платков, шалей, шарфов обернулось первостепенным делом для оренбургских казачек. Еще в 1770 году жена П. И. Рычкова Алена Денисьевна представила Вольному экономическому обществу пряжу, изготовленную из пуха местной породы коз, за что была награждена золотой медалью. А в 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне нашей землячке М. И. Усковой была присуждена медаль «За шали из козьего пуха».
И сегодня пуховязанием охвачено и сельское, и городское население — русские, украинки, татарки. На промысле работают потомственные династии. Уже к 13—15 годам девочки в совершенстве владеют мастерством вязки пухового платка.
Ажурное пуховязание — промысел поистине уникальный. Его традиции своими корнями уходят в далекий XVII век.